Злой рок океанского колосса

Столетие минуло со дня гибели легендарного «Титаника», а споры об истинных причинах катастрофы до сих пор продолжаются.

Теплоход «Михаил Лермонтов», где я был помощником капитана, в декабре 1972 года зашёл в Саутгемптон, морской порт на юге Англии, из которого уходил в свой первый и последний рейс непотопляемый «Титаник» (такую славу создали ему реклама и пресса тех дней!). Мы должны были взять на борт пассажиров, отправлявшихся в рождественский круиз в Вест-Индию. В порту я первым делом решил отыскать хотя бы памятную доску в честь давней трагедии. Местные докеры посоветовали заглянуть в морской музей, мол, там уж точно я найду ответы на все свои вопросы.

А на океане — полный штиль!

И действительно, один из залов музея был целиком посвящён «Титанику»: модель четырёхтрубного красавца, фотографии членов экипажа, бородатого капитана Эдварда Смита и некоторых пассажиров — и погибших, и тех, кому повезло выжить. Смотритель музея показал мне брошюрку с описанием комфортабельности парохода. Чего только на нём не было! Гимнастический зал, музыкальный салон, плавательный бассейн, турецкая баня, корт для игры в мяч, парижское кафе, бары, застеклённая палуба для прогулок в плохую погоду, лифты.

По расписанию «Титаник» должен был зайти в Шербург (Франция) и Квинстаун (Южная Ирландия), чтобы забрать почту и нескольких пассажиров.

Среда, 10 апреля 1912 года. Яркие лучи весеннего солнца играют на жёлтых трубах новенького парохода. На пирсе — толпа провожающих, на палубе — толпа отплывающих. Машут платочками, шляпами, желают счастливого плавания. Ровно в 12.00 «Титаник» отходит от причала. И тут! У парохода «Нью-Йорк», ошвартованного у соседнего причала впереди «Титаника», лопаются державшие его стальные трёхдюймовые тросы и с угрожающим свистом отлетают на берег, чудом не покалечив никого из толпившихся на пирсе. Корма «Нью-Йорка» надвигается на приближающийся «Титаник»! Капитан приказывает застопорить машину и отрабатывать назад левым винтом, немедленно приготовить мягкие кранцы, чтобы смягчить удар. К счастью, вовремя подоспели юркие буксиры и буквально отпихнули «Нью-Йорк».

Смотритель показал мне на карте порта причал, с которого уходил в плавание «непотопляемый» корабль. Оказалось, наш «Михаил Лермонтов» ошвартовался у того же пирса. И у меня почему-то мелькнула мысль: «Как бы чего и с нами не случилось!»

В музее хранят радиограммы, предупреждавшие капитана Смита о появлении в районе плавания айсбергов. Первая весточка пришла от компании-судовладельца. 14 апреля в 13.47 получили радиограмму с греческого парохода «Атенал» — об айсбергах уже неподалёку от «Титаника». Через час почти тревожное сообщение с немецкого парохода «Америка» о двух огромных айсбергах, с точными координатами.

А на море-океане полный штиль! Так бывает, когда в воде появляются дрейфующие ледяные горы. «Титаник» идёт, не сбавляя скорости в 22 узла. И жизнь на его борту идёт своим чередом: часть пассажиров после ужина отправляется в музыкальный салон послушать судовой оркестр, часть — коротать время в барах или за игрой в карты, кто-то прогуливается по палубе, наслаждаясь дивной погодой.