Роковая сила великих полотен

Удивительный роман-притча Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» рассказывает историю молодого человека, одержимого собственной красотой. В романе Уайльда оживший портрет юного красавца начинает жить одной жизнью с самим Дорианом. При этом портрет старится и изменяется по мере того, как уничтожает свою душу герой. Дориан остаётся всё тем же юношей с совершенным лицом греческого бога, в то время как на его портрет ложатся тени порочности, самодовольства и жестокости.

За эффектной литературной метафорой этого произведения просматривается мысль о мистической связи художника и модели, зрителя и произведения искусства. Ещё в XV веке Генрих Корнелиус Неттесгеймский – богослов, врач, оккультист, астролог и адвокат – произнёс слова: «Бойтесь кисти живописца, его портрет может оказаться более живым, чем оригинал». Это высказывание восходит к древнейшим запретам на изображение человека, установленным иудаизмом и исламом.

В реальной жизни портреты не оживают, но это не означает, что они не несут в себе энергетический заряд, который передаётся зрителю. Многие замечают, что экскурсии в музеи и на выставки отбирают много сил. Иногда чувство психологической усталости ощущается именно от того, что сильные произведения «навязывают» видение художника.

И это видение может вступать в конфликт с личными ощущениями зрителя или, наоборот, в случае совпадения, перегружать его непосильными эмоциями.

Не вызывает сомнения, что визуальный контакт с картиной влияет на настроение, часто, не задумываясь над этим, люди раздражаются или, наоборот, успокаиваются и оживают при взгляде на то или иное полотно. Известно большое количество великих произведений, которые оказывают на зрителя особенно сильное воздействие. Не в силах справиться с нахлынувшими впечатлениями и чувствами люди падают в обморок или впадают в оцепенение, рыдают или смеются, приходят в состояние необъяснимой рассудку агрессии...

Ирина Винокурова