Посёлок городского типа Тисуль, в окрестностях которого нашли интересный артефакт, расположен в шести километрах от районного центра. В самом Тисуле чуть больше 8 тысяч жителей, в Ржавчике — пара десятков домов и около 200 человек жителей. Когда-то в Ржавчике пытались добывать уголь, но ещё до Второй мировой войны стало понятно, что это занятие совершенно бесперспективное, и от шахты остался лишь полузаброшенный карьер.
Приказано забыть
Однако всё по порядку. О беспрецедентной находке неожиданно заговорили после публикации в 2002 году в газете «Хакасия», статью тут же перепечатали все бумажные СМИ, специализирующиеся на аномальщине, и все сайты, связанные с уфологией. Несмотря на то, что рассказ журналиста выглядел совершенно неправдоподобно, в него многие поверили.
Вкратце автор публикации сообщал о следующем. Якобы во время поездки в Москву он познакомился с бывшим полковником КГБ, который попросил ни в коем случае не упоминать его имени, но поведал попутчику удивительную историю. В начале осени 1969 года в селе Ржавчик случайно сделали археологическое открытие. Находка была обнаружена после проведения на угольном разрезе взрывных работ. На глубине свыше 70 метров внутри нетронутого 20-метрового угольного пласта рабочие вдруг увидели большой мраморный саркофаг с искусно вырезанным орнаментом.
Тут же саркофаг подняли и попробовали его открыть. Удары кувалдой не помогли. Но под лучами солнца замазка, герметично удерживающая крышку, потекла. Тогда крышку подняли. Внутри саркофаг был до краёв заполнен прозрачной розово-голубой (так у автора), то есть сиреневой, жидкостью.
На дне саркофага лежала очень высокая (180 сантиметров) женщина лет 30 — европеоидной внешности, голубоглазая (глаза были открыты), с длинными, до пояса, тёмно-русыми кудрями, ухоженными белыми руками и короткими ноготками. В гроб её положили в белом платье с цветочным орнаментом, а у изголовья оставили чёрный ящичек размером с книгу. Разумеется, чудесную находку выставили на всеобщее обозрение и тут же сообщили в Тисуль, где находилось районное начальство. К месту находки, кроме этого начальства, приехали милиционеры, пожарные, а также военные.
Прилетевшие вскоре люди в штатском оттеснили толпу и переписали всех поимённо. А саркофаг решили забрать, но для начала слили всю жидкость и хотели грузить гроб. Но покойница тут же стала чернеть, тогда жидкость залили снова, и тело вернулось к прежнему цветущему виду. Саркофаг погрузили в вертолёт и увезли в Новосибирск.
Дальше события стали развиваться как в фантастическом триллере. Прошло пять дней. Из Новосибирска приехал какой-то профессор, который выступил перед жителями села с лекцией об этой находке. Сообщил, что находка необычайной ценности, что женщине в саркофаге 800 миллионов лет и похоронена она в каменноугольный период, что генетический анализ показал — женщина не инопланетянка, а этнически русская, но происходит из гораздо более развитой цивилизации, чем наша, что ткань платья сделана из неизвестного материала, что состав жидкости не идентифицирован, что находка изучается и скоро людям расскажут о результатах исследований.
Но вместо этого ещё через неделю Ржавчик оцепили военные, место находки завалили землёй, а о том, что люди видели, приказали забыть. Те, кто не желал забывать и искал правду о «спящей царевне», быстро умирали или погибали в результате несчастного случая. Спустя четыре года на берегах и островах озера Берчикуль, неподалёку от места находки, под охраной военных вели какие-то археологические изыскания.
Местным было известно только одно: нашли «могилы каменного века».
А журналист, который написал об этой находке, неожиданно объявился снова и сообщил, что из-за этой публикации он пострадал, преследовался сотрудниками ФСБ, едва не погиб и вынужденно покончил с журналистикой.
Сенсационная новость
Впоследствии о Тисульской находке рассказали на одном из центральных телеканалов. В фильме телевизионщики добавили к найденному саркофагу ещё два, обнаруженные на Берчикуле. Правда возраст находок снизился с 800 миллионов лет до 200 миллионов. Но в целом история осталась без изменений. Беда в том лишь, что в ней не было ни слова правды.
Начнём с того, что никаких взрывных работ на угольном разрезе в 1969 году проводить не могли, потому что вместо разреза был карьер, и угля в промышленном масштабе там не добывали уже лет 30. На озере Берчикуль нет островов, а вокруг озера нет курганов, которые якобы раскапывали в 1973 году. Зато курганы и кладбище каменного века есть рядом с селом Ржавчик. Каменноугольный период ограничен рамками 360-300 миллионов лет назад. Никакая «принцесса» не могла бы сохраниться в самом надёжном саркофаге на протяжении такого количества лет, и уж точно она не могла быть «этнически русской». Никакой генетической экспертизы в 1969 году не было и быть не могло.
Впрочем, журналисты просто раскопали публикации 70-х годов прошлого века о Тисульской находке. И перепечатали, практически не меняя стиля, но сведя «факты» из многочисленных заметок тех дней в подобие единого целого. А тогда сведения о загадочном артефакте в публикациях не совпадали. Во-первых, менялось само место находки; во-вторых, менялось лицо, обнаружившее саркофаг; в-третьих, неизвестно что происходило и с гробом, и с жидкостью, но кончалось всё одинаково: «принцессу» забрали и увезли.
Местные жители, с которыми после публикации пробовали разговаривать профессиональные журналисты, не смогли вспомнить никаких археологических находок, хотя бы отдалённо напоминающих историю с саркофагом.
Женщины в саркофагах
На самом деле вполне правдивые свидетели описывали несколько вскрытых погребений с покойниками, которые выглядели как живые. Самая известная из серии этих историй — обнаружение в Средние века во время работ на Аппиевои дороге гробницы дочери Марка Туллия Цицерона. Гроб девушки был наполнен прозрачной бальзамирующей жидкостью, а сама она лежала, как спящая, с румянцем на щеках, в прекрасно сохранившейся одежде, а в изножье гроба горел «вечный светильник».
Но стоило в гробницу попасть свежему воздуху — лампа погасла. Перепуганные средневековые люди тут же закрыли гробницу. Известны и другие аналогичные случаи. Хронисты описывали, что прекрасных девушек иногда вытаскивали из гробниц и пробовали разбудить. Оказавшись на воздухе, тела начинали чернеть и истлевать.
Археологам иногда тоже везло совершить неожиданное открытие. В 1971 году китайские исследователи вскрыли гробницу в провинции Хунань. Внутри оказалась мумия знатной китаянки Синь Чжуй, превосходно сохранившаяся до наших дней. Она пролежала в четырёх вставленных друг в друга саркофагах под мощными слоями угля и глины 2 тысячи лет. И что очень интересно: тело пожилой женщины лежало полностью погружённым в консервирующую жидкость жёлтого цвета. Но стоило вскрыть гробницу, бальзамирующий состав испарился.
Заметки о чудесной жидкости, о мраморном саркофаге и о нетленном теле из Ржавчика появились как раз после вскрытия гробницы Синь Чжуй. Но статья, из-за которой разгорелся сыр-бор, опиралась, скорее всего, не на рассказ средневекового хрониста и не на китайский артефакт, а на вполне реальную находку отлично сохранившейся Укокской принцессы, обнаруженной на Алтае в 1993 году. Та «принцесса», а точнее молодая шаманка, умершая в III веке до нашей эры, сохранилась «как живая» благодаря другой консервирующей жидкости — обычной воде, превратившейся в лёд. Но стоило льду начать таять, как «принцесса» стала чернеть, а одежда — распадаться. Только умелые действия археологов смогли предотвратить утрату редкой находки.
Почему же журналисты решили «воскресить» заметки многолетней давности? Именно потому, что совсем рядом, на Алтае, имелась вполне реальная Укокская принцесса, которую местные жители объявили прародительницей своего народа. Почему бы не вспомнить и о Тисульской принцессе, пусть даже она и не существует?