Парапсихологи давно мечтали заглянуть в потусторонний мир. Причем своими глазами. Еще лучше снять иное бытие на пленку, доказав его реальность всему миру. Ближе всех к решению задачи подошли греческие исследователи.
Видения в горах
Александр Беллос родился в 1912 году в Агринио, городке на западе Греции, мэром которого был его отец. Семья ни в чем не нуждалась. Юный Александр увлекался альпинизмом. Он вырос среди роскоши и не задумывался о своей дальнейшей жизни — все должно было сложиться наилучшим образом!
Война изменила все. Во время греко-итальянского конфликта 1940-1941 годов Беллоса призвали в армию. Тех, кто был знаком хотя бы с азами альпинизма, отправили служить в подразделения горных стрелков.
Батальон Александра занял позицию в горах на высоте 2800 метров. Солдат предупредили, что приближаются итальянские горные стрелки. Вскоре на снежной равнине, залитой лунным светом, появились черные тени.
Греки открыли огонь, но тени продолжали двигаться в полный рост, не обращая внимания на град пуль. Командир приказал не тратить патроны напрасно и подпустить врага поближе. Тени прекратили свое движение и вскоре исчезли.
Утром солдаты увидели, что заснеженное плато перед позициями осталось девственно чистым — ни следов ног, ни пятен крови.
Массовая галлюцинация?Прошло время. Уже после освобождения Греции Беллос прочитал статью о «невидимых спутниках» на Эвересте. Оказывается, многие альпинисты ощущали на высочайшей вершине мира чье-то присутствие и часто получали при необходимости вполне реальную помощь. Но кто оказывал эту помощь, оставалось загадкой.
Ученые сочли, что ощущения альпинистов вызваны кислородным голоданием или сильной усталостью на фоне постоянной опасности. Но Александр пришел к выводу, что его «тени» и «невидимые спутники» были существами из мира духов, которым легче всего проявиться на больших высотах.
Серьезно увлекшись к тому времени парапсихологией, Беллос писал в своем дневнике: «Я поразился, почему люди, которые живут на больших высотах или поднимаются в горы, так одарены духовидением, а мы, живущие на уровне моря, испытываем столько помех и преград при общении с потусторонним миром.
Тогда я осмелился предположить, что если мы сможем создать обстановку этих высот в парапсихологической лаборатории, то добьемся интересных результатов».
Первые опыты
21 сентября 1953 года Беллос представил парапсихологам из Научного института метапсихических исследований в Афинах (НИМПИ) свое изобретение — вакуумный шар, к которому было приложено нечто вроде инструкции:
«Шар ставится на стол для экспериментов перед загипнотизированным медиумом. Перед этим воздух из него откачивается, создавая разрежение, меньшее, чем существует в горах на высоте восьми километров. Вокруг него создается цепь из людей, держащихся за руки.
В комнате должна быть полная темнота или гореть слабый красный свет. Во время сеанса его участники должны молчать, не двигаться и оставаться спокойными, без напряженного ожидания.
Через 20-30 минут внутри шара возникают искры и, наконец, облачка. Они превращаются в четкие образы, которые можно сфотографировать. Это видения находящегося в трансе медиума».
24 февраля 1954 года состоялся первый публичный эксперимент. Помимо ученых НИМПИ в зале присутствовали журналисты и профессиональный фотограф.
«Участники поставили шар на мраморную подставку; внутри был вакуум, который соответствовал высоте 100 километров, — описывал опыт журнал “Гиперфос”. — Затем они составили цепь и выключили свет. Фотографии делались последовательно, либо в полной темноте, либо со вспышкой. Каждый раз людей вокруг шара просили дышать медленно и беззвучно медитировать».
Опыт продолжался полчаса. Его участники говорили, что видели в шаре «разряды, похожие на деревья, светящиеся образы и их быструю трансформацию». Один из снимков был напечатан в журнале «Ги-перфос» за март 1954 года. В шаре видна верхняя часть лица с глазами. Ифигения Хадживасилиу, сидевшая в цепи, узнала лицо своего покойного отца.
Тайна стеклянного шара
Греческие парапсихологи и спириты пытались воспроизвести опыты, но потерпели неудачу. Шар Беллоса не был простой стекляшкой с откачанным воздухом, в нем крылось что-то еще.
На снимках первых опытов видно, что от шара отходят четыре трубки. Одна — с клапаном для подключения насоса, вторая — для того чтобы потом впустить воздух внутрь. Но для чего нужны еще две трубки?
Столичные ученые заказали у НИМПИ еще один такой шар, чтобы лично протестировать его в лабораторных условиях.
«Во время экспериментов с шаром лектор Афинского университета господин Теодоридис открыл новый метод наблюдения, — писала столичная газета “Врадини” от 15 июля 1954 года. — Он разработал устройство, в котором использовалась специальная стеклянная пластинка с флюоресцирующим составом.
Его прибор был назван «спиритоскопом”. Спустя три дня после начала эксперимента он увидел образы, запечатлевшиеся на пластинке. Чем больше времени он держал пластинку под светом 500-ваттной электрической лампы, проходящим сквозь шар, тем больше образов на ней появлялось».
Киносъемка потустороннего
Беллос заказал на стекольном заводе большой шар, чтобы было удобнее наблюдать за возникавшими в нем видениями. 26 октября 1955 года доктор Иоаннис Павлидис сделал первую киносъемку загадочных образов. Пленку показали в кинотеатре перед большой аудиторией.
— Мы были удивлены, увидев в шаре грустных женщин, сидевших вокруг продолговатого стола, словно прикованных или погруженных в медитацию, — рассказывал Беллос об отснятом материале журналисту газеты «Афинаики».
— Та, что с правого края, держалась за лицо руками. Другая, та что слева, вставала, в отчаянии простирая руки. В них был зажат носовой платок. Происходящее, от которого нас отделяла только плотность атмосферы, выглядело довольно неприятно, создавало гнетущую атмосферу.
В другой раз в шаре возникла 18-летняя девушка, которая, видимо, занималась вязанием. Образы вокруг нее двигались, возникая и исчезая странным образом, как будто поглощаемые вакуумом. Посреди фильма в шаре вдруг появился жрец, судя по одежде, с Востока. Он улыбнулся, поднял левую руку и помахал ею.
Съемку ни разу повторить не удалось. В 1956 году Беллос и его единомышленники вышли из состава НИМПИ и создали свою организацию, которая называлась «Научное общество метапсихиче-ских исследований». Каждую субботу в 19.30 они проводили опыты с шаром.
Вход для желающих был бесплатным. Однако никаких видений больше не возникало. Беллос надеялся, что среди посетителей найдется сильный медиум, способный оживить погасший шар. На эксперименты он израсходовал последние деньги.
Неожиданные случаи
3 февраля 1958 года столичные парапсихологи решили провести опыт без Беллоса, взяв шар напрокат. Медиумом стал известный экстрасенс Димитриос Симеонидис.
Эксперимент неожиданно оказался успешным, но парапсихологи не были к этому готовы. Они рассчитывали увидеть «пару размытых лиц», как в последних удачных опытах Беллоса, но вместо этого получили четкие картины того, что видел сидящий в трансе Симеонидис.
В шаре, кроме всего прочего, возникли образы «монаха и его учеников из тибетского монастыря». Экстрасенс раньше уже телепатически разговаривал с этим монахом. По его словам, тот во время эксперимента был жив.
Второй опыт исследователи провели 4 декабря 1958 года. Беллос умер пятью месяцами ранее, и жена отдала экспериментаторам ставший ненужным прибор. Среди образов, появляющихся за стеклом, был… сам покойный! Его лицо удалось сфотографировать.
Парапсихолог Димитриос Амбелос и директор Афинской обсерватории Константин Хассапис решили использовать шар, чтобы заглянуть на другие планеты. 23 февраля 1964 года они увидели то, что сочли поверхностью Венеры.
— Там плотная облачность, горячо и влажно, идут дожди, — рассказывал Димитриос о возникших образах в интервью журналу «Психик». — Много воды, глубокие реки и леса с большими деревьями. Водятся похожие на крокодилов змеи, но без лап и с продолговатыми глазами-щелочками. Пару этих змей мы сфотографировали.
Гигантские твари, в основном водные, валяются в реках. Есть черные стервятники с большими крыльями. Туземцы их не боятся. Типичное животное — белое, похожее на собаку с плоской мордой. Его трижды снимали во время сеансов. Высокие смуглые люди обитают в пещерах. Они ходят без одежды и не стригутся. Готовят они в каменных горшках черную пищу, похожую на суп. Их поселения рассеяны по планете.
Окно в подсознание
Теперь мы знаем, что Венера — это пылающий ад, где можно плавить свинец прямо на поверхности планеты, а давление атмосферы соответствует километровой глубине океана на Земле. Но Амбелос и Хассапис этого не знали.
Только после того как советские зонды переслали на Землю первые снимки поверхности Венеры, парапсихологи поняли: шар не показывает им реальную картину.
Шар делает видимым то, что скрыто в подсознании, то, что людям хочется видеть. Симеонидис увидел тибетского монаха, вряд ли существующего в реальности, а люди, опечаленные потерей близких, — их лица.
Когда исследователи осознали, что шар Беллоса — не окно в иной мир, а что-то типа зеркала, образы перестали появляться. Теперь они знали правду. Вера в силу шара исчезла вместе с видениями.
В 2011 году Танассис Вембос разыскал никому не нужный шар в подвале мета-психического общества. Он снова зажжется, если ученые найдут верящих в чудо одаренных экстрасенсов.