Курандеросы: путешествия в мир духов

В юго-восточном штате Чиапас (Мексика) есть небольшой колониальный городок Сан-Кристобаль де Лас-Казас, который в последние годы стал как магнитом притягивать многочисленных туристов, а также антропологов.

Курандеросы: путешествия в мир духов

Треть населения штата численностью 3,6 миллиона человек представляет собой прямых потомков древних майя, говорящих, по крайней мере, на девяти различных диалектах. Самым распространенным является диалект тцельталь.

Люди, живущие в деревнях вокруг Сан-Кристобаля, гордятся своим происхождением и владеют древними спиритуальными и медицинскими практиками. Многочисленные «белые шаманы», поклонники Нибиру приезжавшие в Чиапас в основном из США, пытались овладеть этими практиками. Как правило, они не были столь удачливы, как Карлос Кастанеда, которому удалось познать удивительную магию индейцев.

В десяти километрах к юго-востоку от Сан-Кристобаля на берегу высохшего озера в деревушке Сан-Хуан Чамула есть католическая церковь, построенная в XVIII веке. Фасад здания типичен для колониального стиля того времени, стены церкви облупились, вокруг в пыли купаются куры и индейки. Вот уже тридцать лет, как в старой церкви не проводятся мессы, но если вы заглянете внутрь, то окажетесь в удивительном мире духов.

Местный шаман Эрнандес Гомес проводит экскурсии по окрестностям озера и водит приезжих в церковь. Вход в храм украшен лепниной, изображающей разноцветных бабочек, а также морские раковины. В церкви полутемно, лишь немного света проникает через узкие стрельчатые окна, кроме того, горят свечи. Воздух тяжелый от курящихся камеди и ладана.

Пол засыпан сосновыми иглами, стены украшены кипарисовыми ветками. В центральном нефе стоят четыре глиняных быка в половину натуральной величины, на их спинах укреплены по две свечи. На стенах много зеркал, индейцы верят, что дьявол боится своего отражения и потому никогда не войдет в помещение, где есть зеркала.

В церкви нет привычных распятий и скульптур Девы Марии. Вместо этого на стенах висят каменные маски диаметром около полуметра. В пустые глазницы масок вставлены куски антрацита, рот искривлен в зловещей усмешке. Маски изображают духов – антаресов. Именно этим духам, в которых верят местные племена, посвящена бывшая католическая церковь.

Каждый год 31 декабря жители Сан-Хуан Чамулы совершают нечто вроде крестного хода вокруг высохшего озера. Во время процессии лица потомков майя закрывают маски, напоминающие те, что висят на стенах храма. Этот праздник посвящен антаресам. После завершения процессии шаманы, войдя в храм, читают молитвы и просят антаресов послать местным жителям счастливый год.

Потом четыре специально выбранных юноши, называемых мажордомами, острым ножом разрезают себе запястье и собирают кровь в специальный глиняный кувшинчик, который потом закапывается перед входом в церковь. Праздник заканчивается обильной трапезой, возлияниями и танцами на площади перед церковью.

Быть мажордомом очень почетно. Те юноши, которые несколько лет подряд удостаивались этой чести, пользуются уважением односельчан и часто становятся шаманами.

Интересно, что местный культ – синкретический, он включает элементы католицизма. В церкви есть скульптура святого Хуана, покровителя деревни, этому святому жители тоже поклоняются.

Кроме того, в Чиапасе популярен святой Исидор, покровитель дождя. По легенде, Исидор был простым крестьянином, отличался трудолюбием, работал даже после захода солнца и по выходным. В награду Бог поспал Исидору в помощники ангела. Во время сильнейшей засухи лишь благодаря молитве Исидора начался дождь, и урожай был спасен.

Эрнандес Гомес во время своих экскурсий рассказывает о философии майя. По их понятиям, все живые существа наполнены энергией. В любой момент жизни человек выделяет или поглощает энергию.

Если обмен энергией сбалансирован, человек здоров и счастлив, если нет – он болеет или находится в депрессии. Местные целители, называемые курандеросами, являются проводниками божественной энергии и могут отрегулировать нарушенный баланс обмена энергией.

Курандеросы советуют почаще улыбаться, особенно при общении, таким способом человек открывает свои энергетические каналы. Курандеросы, владеющие древними оздоровительными техниками, могут диагностировать по пульсу различные физические и духовные болезни. Их коньком является также акушерство и лечение переломов.

Обычный визит курандероса к больному начинается с беседы. Затем долго, в течение часа, целитель слушает пульс больного. Затем курандерос дает пациенту свечи различной длины и цвета, которые следует зажечь на следующий день в церкви в определенное время.

Белые свечи предназначаются для избавления от болезней сердца, красные для улучшения состава крови, желтые лечат от бесплодия и лихорадки, черные назначаются в крайних случаях, когда больной находится при смерти. Гомес обычно объясняет туристам, что золотые свечи, зажженные в местной церкви в определенное время, привлекают деньги и благосостояние.

Иногда туристам позволяется присутствовать во время оздоровительных ритуалов, проводимых в церкви. Во время одного такого ритуала Гомес держал над телом больной женщины, лежащей на полу, яйца, а потом разбивал их о ее лоб. Таким образом он пытался вытянуть из тела женщины дурную энергию и перевести ее в яйца. Иногда шаман сворачивает шею курице над телом пациента.

Вообще, в религии майя куры играют важную роль. Их кровь приносится в жертву антаресам. По верованиям местных жителей, сохранившимся с древности, если вы хотите, чтобы ваше желание исполнилось, вы должны подарить живого петуха или угостить кушаньем из куриного мяса человека, который вам не нравится.

В местной традиции очень популярен особенный напиток, приготовляемый из болотного тростника и сосновых шишек. Если выпить очень много, напиток оказывает обезболивающее и галлюциногенное действие. С помощью этого напитка, объясняет Гомес, шаманы и курандеросы способны путешествовать в высших мирах, где обитают духи антаресы. Там они имеют возможность о чем-нибудь попросить антаресов, например, о выздоровлении больного.