Современная наука ставит под сомнения многие знания, накопленные человечеством на протяжении тысячелетий.
«В каждой традиционной культуре и религии на протяжении человеческой истории в той или иной форме существовала вера в одержимость духами и соответствующие ритуалы для их изгнания», — пишет д-р Теренс Палмер, психолог и первый человек в Великобритании, который получил научную степень в области терапии по изгнанию духов.
Некоторые психологи, чтобы помочь пациентам с признаками одержимости, возвращаются к методам, изобретённым нашими предками.
Д-р Вильям Болдуин (1939-2004 гг.) стал основателем терапии по изгнанию духов, он также использовал методику возвращения к прошлым жизням. Болдуин был осторожен в своих формулировках и не говорил открыто о том, верит он в реинкарнацию или нет, по его словам, главное, что эта методика помогала пациентам.
Специалист по экзорцизму, д-р Алан Сандерсон написал в докладе «Терапия по изгнанию духов: что это такое, и каковы её результаты»: «Я хочу подчеркнуть, что моя концепция одержимости духами и методика по их изгнанию не связана с религиозной или духовной верой. Она основана на клинических наблюдениях и стандартных терапевтических приёмах. Мы используем научный подход, но учитываем и субъективный опыт, выходящий за пределы современной научной теории».
Д-р Палмер написал во введении к лекции «Наука об изгнании духов»: «Терапия по изгнанию духов оказалось между недоверием материалистического секулярного общества и субъективным опытом одержимости духами».
Парапсихологию часто называют «псевдонаукой», потому что используемый ей подход не может быть полностью объяснён в рамках общепризнанной науки. Однако её методики, некоторые из которых имеют древние истоки, во многих случаях оказываются эффективными.
Рассмотрим подробнее идеи учёных и мыслителей, в том числе выше упомянутых, которые пытались рассматривать этот вопрос с научной точки зрения.
Фредерик В.Х. Майерс (1843-1901 гг.) писал в своей книге «Человеческая личность и её жизнь после смерти тела», которая была издана в 1906 г., уже после его смерти: «Дух, захватывающий человека, приводит факты из своей памяти, а не памяти человека».
Он отмечал, что работа мозга по-настоящему не изучена; даже не касаясь сверхъестественных явлений, учёные не понимают, как осуществляются многие его обычные функции. Это высказывания верно и сегодня.
Майерс выдвигал гипотезу об энергии или излучении, которая стоит за телепатическими способностями. Он пытался определить связь между центрами памяти и пробелами в памяти у людей, которых считали одержимыми.
Майерс не имел специального образования в области психологии. Значительная часть его работы основывалась на словах медиумов, с которыми он сотрудничал. Майерс также считал, что происхождение теории не так важно, как её истинность и эффективность на практике.
«Вместо того чтобы спрашивать, в каком веке зародилась та или иная доктрина, подразумевая, что чем она современнее, тем лучше, стоит спросить, насколько она согласуется или не согласуется со многими недавними фактами».
«С этой точки зрения теория об одержимости духами выглядит особо примечательно. Нельзя сказать, что она противоречит каким-то доказанным фактам. Мы не знаем ничего такого, что могло бы опровергнуть её. Даже наоборот. Теория об одержимости даёт мощные методики изучения и объяснения многих схожих явлений. Если бы мы только согласились принять объяснения, которые на первый взгляд кажутся несколько радикальными».
Д-р Теренс Палмер в своей диссертации коснулся идей Майерса. Он сказал, что Майерс и другие пытались привнести ментальные, эмоциональные и духовные элементы человеческого опыта в естественные науки.
«Втиснуть человеческий опыт в научные рамки — это пугающая идея по многим причинам. Но страх — это причина всех человеческих страданий. Лишь когда медицинская наука отбросит свой собственный страх быть неправильно истолкованной, она сможет стать эффективной, демонстрируя, как убирать страх», — пишет д-р Палмер.
В лекции о своей работе он рассматривает способы, при помощи которых мы узнаём вещи, информацию, полученную от других людей, использование логики, дедукции и личный опыт. Он отмечает, что эти способы допускают возможность реальной одержимости духами. С его точки зрения, самой большой проблемой для изучения этой темы является финансирование.
Д-р Алан Сандерсон. В своём докладе д-р Сандерсон задаётся вопросом: «Почему нет исследований, чтобы доказать эти заявления (об одержимости духами)?»
С его точки зрения, существуют три причины, почему эта область не изучается. Во-первых, экзорцизм — это новая область, которая изучается и практикуется с использованием научного подхода только около десяти лет. Во-вторых, к этой теме относятся со скептицизмом и недоверием. В-третьих, для исследований трудно найти финансирование.
Д-р Сандерсон надеется, что эта область будет развиваться. Он использовал метод, разработанный д-ром Болдуином для лечения одержимости. Этот метод помог пациентке, которая предположительно была одержима духом её умершего отца.
Д-р Вильям Болдуин разработал методику по изгнанию демонов. Он полагал, что серьёзная душевная травма может привести к тому, что сознание человека оказывается не в состоянии управлять телом, и освободившееся место занимают другие формы сознания.
Во время терапии по экзорцизму пациент вводится в состояние гипноза, чтобы было легче получить доступ к другому сознанию в его разуме. Терапевт говорит этой сущности посмотреть в себя. По словам д-ра Болдуина, примерно половина его пациентов в состоянии гипноза видит серебряные нити, подобные упоминаниям в Библии, где описывается связь человеческой души с телом.
Роль терапевта состоит в том, чтобы устранить негативные сущности, чтобы они не влияли на жизнь пациента, в некоторых случаях он даже может попросить помощь высших сил.
Исследование д-р Сандерсона на примере пациентки с синдромом множественной личности
46-летняя Пру страдала от психологических проблем, которые были связаны с сексуальным насилием в детстве со стороны её отца. Во время сеанса гипноза с доктором Сандерсон она отожествляла себя со своим отцом Джейсоном. Джейсон вёл себя агрессивно и угрожал доктору Сандерсу.
«В состоянии глубокого транса Джейсон согласился посмотреть внутрь себя, где он увидел черноту, — пишет д-р Сандерсон. — Я призвал на помощь ангелов. После использования методики Болдуина для борьбы с демоническими духами чернота ушла. После этого Джейсон стал сговорчивым. Он согласился уйти. Другие деструктивные сущности повели себя схожим образом».
Но не все духи, обнаруживаемые внутри личности пациентов, являются злыми.
Пру описала свои ощущения: «Духовный подход позволил мне освободиться от повседневного напряжения лучше, чем любое использованное до этого средство. Во время гипноза я рассказывала о вещах, которые никогда не происходили в моей жизни, и местах, где я никогда не была. Были ли это духи, разрозненные части моей личности, память предков или плод моего воображения?
Я очень сомневаюсь, что это были просто фантазии. Я чувствовала внутреннее сопротивление и в то же время облегчение, что я могу говорить об этом и встретить понимание. Чтобы в это поверить, нужно пережить это чувство освобождения от тьмы. Это было удивительно, я до сих пор нахожусь в состоянии воодушевления от того, что эти сущности исчезли и освободили меня»