Персидский пророк Заратустра предсказал, что с рождением Христа на небе появится новая звезда. «Следуйте за ней, как только увидите её, и она приведёт вас к младенцу, которому вы в знак поклонения должны преподнести дары», – говорил он магам – персидским священникам религии огня и искусным звездочётам.
По завету Заратустры
В Священном Писании христиан – Евангелии говорится, что магов было трое: Каспар, Бальтазар, Мельхиор. Ведомые звездой, которая «шла перед ними», они добрались до города Вифлеема, где звезда остановилась над яслями с Младенцем. Здесь таинственную звезду видели и иудейские пастухи, ночевавшие неподалёку в пещере.
У этой звезды несколько имён: Звезда магов, Звезда Вифлеема, Звезда волхвов (в русском переводе), Звезда трёх царей.
В христианской символике она изображалась как красная пятилучевая. Православная энциклопедия сообщает, что в эпоху крестовых походов в городе Вифлееме появился орден крестоносцев Красной Звезды (Ordo militarya crucigerorum cum rubea stella). В 1257 году в Кембридже был создан орден Вифлеемской Богоматери (Order of Our Lady of Bethlehem).
Оба ордена в качестве отличительных знаков имели красные пятиконечные звёзды на одежде и доспехах своих рыцарей.
Пятилучевая красная звезда изображена и над входом в храм, построенный над пещерой пастухов, она же венчает купол храма Рождества в Вифлееме. Ежегодно в Вифлееме отмечается Рождество и украшается новогоднее дерево, вершина которого и сегодня венчается также красной (порфировой) пятиконечной звездой.
Астрологи полагают, что красным (порфировым) цветом этот древний символ обязан чрезвычайно редкому сочетанию планет в дни рождения Младенца – Юпитера, Сатурна и Марса в созвездии Рыб. Юпитер может давать красноватый цвет, Марс усилит его.
К ХХ веку в Европе и Российской империи этот традиционный символ Рождества уже практически забыли.
Когда в 1935 году в СССР восстановили празднование Нового года (отменённое после Октябрьской революции), то вершину всех новогодних елей украсила именно красная звезда, такая же, как на вершинах кремлёвских башен. Парадокс: большевики, борясь с религией и устроив свою краснозвёздную ёлку по-советски, восстановили традиционный, древний символ Рождества, в который они вкладывали, конечно, другой смысл. Увлечённые конспирологией люди думают, что за появлением Звезды волхвов на советских ёлках стоит тайный замысел Сталина. И хоть прямых доказательств этому нет, но некоторые основания для такой конспирологической версии есть, рассмотрим и их.
На родине волхвов
Коба – дореволюционный псевдоним Сталина. Некоторые иностранные биографы Сталина и подражающие им российские растиражировали версию о заимствовании псевдонима Коба от имени абрека-горца из романа грузинского классика А. Казбеги «Отцеубийца», тоже Кобы. Но даже у самого А. Казбеги имя Коба вторично и происходит оно от имени Кобы-царя. В V веке персидский царь Кобадес покорил Грузию. Имя Коба – грузинский эквивалент персидского имени царя Кобадеса, после которого оно и получило распространение в Грузии. Интересно, что к власти над Персидской империей царя Кобу привели маги из раннекоммунистической секты маздакитов, проповедовавшие равный раздел имущества всех людей. Кстати, прежде чем взойти на трон, побывал Кобадес и в тюрьме.
Совпадения в биографиях царя Кобы и большевика Кобы таковы, что людям, верящим в реинкарнацию, они кажутся чем-то большим. Судите сами: они оба были движимы коммунистическими идеалами, оба побывали в тюремных застенках, и тому, и другому бежать из тюрьмы помогла женщина, и тот, и другой по прошествии времени репрессируют своих бывших соратников, соответственно, маздакитов и троцкистов. В представлении людей его эпохи, Коба был не просто персидский царь из династии Сасанидов, но и, по выражению византийского историка Феофана, великий волшебник – волхв. Любопытно, что в церковнославянском «коба» означает волховство, предзнаменование, авгура, волхва. Итак, сюжет с персидским «двойником» Сталина привёл нас на родину волхвов, чьим небесным гидом была красная пятиконечная звезда, украсившая позже доспехи рыцарей и сутаны монахов.
Именно по настоянию Сталина в 1918–1922 годах в качестве символического охранного знака была принята красная пятиконечная звезда – и не только для Красной Армии, но и как государственная эмблема. Сталин, по выражению историка В.В. Похлёбкина, «протащил» эту звезду в 1922 году в герб Грузии, затем – в герб ЗСФСР, а позднее – в герб СССР (1936 год), хотя Ленин был принципиально против использования военных символов в качестве эмблем социалистического государства.
Пять красных лучей как символ победы пролетариата на пяти обитаемых континентах – таково было официальное толкование знака в СССР, где «ленинская гвардия» возвела атеизм в степень догмата. «Прошу, чтобы не было никакой атеистической макулатуры!» – этой фразой Сталин увенчал перечень литературы, заказанной им для своей домашней библиотеки.
О чём думал юный семинарист и будущий революционер Сосо, читая в Евангелии о таинственной Звезде волхвов? О чём думал юный поэт Иосиф Джугашвили, глядя на звёзды, когда, изгнанный из семинарии, он работал в обсерватории Тбилиси? Нам неведомо. Но свои догадки конспирологи, согласитесь, строят не на пустом месте…
Сергей Коршунов
Фото © Shutterstock.com