В разные годы и в разных частях Руси ведьмами считали абсолютно разных женщин. Тем не менее у наших предков был свод критериев, по которым они определяли: ведьма перед ними или обычная женщина.
Красивые вдовы
На Юге в колдовстве часто обвиняли красивых молодых вдов, которые одним только видом своим побуждали мужчин (в том числе и женатых) на безрассудные поступки.
В северных губерниях на вопрос о том, как выглядит настоящая ведьма, вам ответили бы, что это сухая, сгорбленная и обязательно косматая старуха.
Если же этот вопрос вы задали в средней полосе страны - то портрет был бы таковым: толстая, грязная и обязательно с бельмом в глазу.
Но все сходились во мнении, что у ведьмы есть маленький хвостик, не видимый обывателям. Чтобы убедиться в верности своих подозрений деревенские бабы звали “жертву” с собой в баню. Отказ расценивался как подтверждение их подозрений. Разве ж настоящая ведьма отважится показать свой хвост… И ещё одно свидетельство того, что перед вами ведьма: это когда женщина поворачивается в церкви к иконостасу спиной, не молится и не крестится.
Ведьмы прячутся
Пока одни шли к иссохшей косматой или толстой с бельмом в глазу старухе за помощью, другие обвиняли её во всех мыслимых и немыслимых грехах, начиная от неурожая, заканчивая падением скота, засухой и проливными дождями.
Так, сложилось, что в каких-то бедах и неприятностях, происходящих в жизни, человек всегда стремится обвинить другого, а не себя и своё окружение. Чтобы обезопасить себя, селились отшельницы на краю деревни или в лесу: чтобы в случае каких-то волнений или недовольств со стороны деревенских жителей можно было укрыться в глубокой и непролазной чаще леса. К сожалению, им не всегда удавалось избежать самосуда.
Как боролись с ведьмами на Руси
Подозреваемую в бедах всей деревни или отдельных её жителей, нередко допрашивали с пристрастием. Её пытали, нередко использовалась дыба... Естественно, что многие признавались в не совершенных ими грехах. Костёр и осиновый кол - главные средства борьбы с ведьмами на Руси. Их сажали живьем на кол или сжигали в их же собственных избах, или на костре.
История сохранила самую жестокую казнь - в 1489 году во Пскове сожгли тринадцать ведьм, обвинив их в том, что они наслали на горожан моровую язву. Кроме того сохранила история и сведения о других казнях.
Так, например, старуха Олена, признавшаяся в наведении порчи на деревенских жителей, была сожжена в собственной избе под Москвой в 1670 году.
Пострадали и мужчины. Одним из обвинённых в колдовстве и сожжённых на костре стал крестьянин Оглоедов. Казнили его под Смоленском, произошло это в 1678 году за наведение икоты на людей.