Летучий голландец прошлого и настоящего времени

В наше время «летучими голландцами» называются корабли, оставленные своим экипажем. Никем не управляемые, без опознавательных огней, носятся они по волнам и представляют собой смертельную опасность для других судов в туман или бурю.

2

1913 год, октябрь — с западного побережья Огненной Земли в океане было замечено шедшее под всеми парусами английское судно. На его борту с трудом читалось название — «Марлборо». Сотрудники местной администрации, покопавшись в архивах, обнаружили, что парусник «Марлборо» исчез во время плавания из Новой Зеландии в Англию… 23 года назад!

Очевидцы, поднявшиеся первыми на борт «Марлборо», были потрясены увиденным. Экипаж судна находился на своих местах! Но что это был за экипаж?! Кругом стояли скелеты в остатках морской формы — за штурвалом, в кают-компании, кубрике. Каким образом настигла их смерть, что они увидели? Судовой журнал не смог пролить свет на причину трагедии: он был настолько испорчен плесенью, что ни одну запись в нем прочитать так и не получилось.

Через 35 лет трагедия повторилась у берегов Новой Зеландии. 1948 год, 8 февраля — голландский пароход «Уране Медан» начал подавать сигналы бедствия. Радист молил о помощи: «…Погибли все офицеры и капитан… В живых остался я один…» Последняя фраза была: «Я умираю…»

Спасатели, которые поднялись через несколько часов на борт парохода, обнаружили мертвого капитана на мостике, офицеров — в рулевой и штурманской рубках, матросов — в кают-компании. Несмотря на отсутствие на покойниках каких-то ран, мертвецов объединяло общее выражение неописуемого ужаса на лицах.

Проведенное в последствии вскрытие показало, что все члены команды умерли от внезапной остановки сердца.

Может, это был страх, вызванный видением корабля-призрака? Скорее, еще одно проявление мистического Нечто, что подпитывается за счет человеческой энергии. Встретиться с ним можно, вернуться живым — никогда.

Иногда случаются и поистине мистические встречи. К примеру, корабль неожиданно встречает «Летучий голландец», от корабля-призрака отчаливает шлюпка со скелетами на веслах, подходит к несчастному кораблю и на его борт летит мешок с письмами. Отказаться нельзя — это равнозначно смерти. Как только почту приняли, корабль-призрак исчезает…

Каждый раз в мешке оказываются письма с адресами, написанными в соответствии со старой орфографией, чернила выцвели. Конечно, письма приходят с большим опозданием и не находят адресатов. Жены, невесты и матери моряков, обреченных за грехи своего капитана скитаться по свету, давным-давно умерли, и даже след их могил потерян. Но письма продолжают приходить…

Вот еще сообщение на эту тему. 1997 год, август — угольный магнат Дональд Дьюкс из Нью-Мексико вместе с женой Сьюзен и дочерью Маргарет путешествовал на собственной яхте «Полабэр» в районе Карибского моря, 28 августа яхта находилась к северу от острова Сан-Сальвадор, входящего в архипелаг Багамских островов.

Погода была замечательной, но внезапно на голубом небе вспыхнула яркая молния, прогремел гром, задул штормовой ветер, который сделал начиненную сверхсовременным оборудованием яхту неуправляемой. С невероятной скоростью ее гнало по волнам, и вдруг ураган моментально стих, море опять было спокойным, а небо вновь безоблачным.

Тут-то вахтенный матрос крикнул, что прямо на яхту идет корабль под парусами — подобные парусники не строились уже по меньшей мере 400 лет! Между тем, корабль на полном ходу мчался прямо на яхту. Уже можно было разглядеть людей, столпившихся на его палубе и облаченных в странные одежды.

Те люди тоже, казалось, были в полном недоумении, глядя на яхту американцев. Но тут между кораблями завихрился тонкий водяной столб, и странный парусник пропал, буквально растаял в воздухе. Все были в потрясении от происшедшего.

Тогда один из матросов, Генри Хор, который интересовался всякими паранормальными явлениями и обладал достаточными знаниями в этой области, предположил, что, вероятно, неизвестный корабль появился из другого времени. Туда же он и вернулся, исчезнув.

Это мнение поддержал позднее и известный физик Френсис Осборн из Америки. Он полагает, что этот случай ярко подтверждает известную теорию относительности А. Эйнштейна, согласно которой существуют другие миры, отличные по времени от нашего. Именно туда и попадают изредка люди и разные объекты.

Но невозможно понять, какая сила может управлять кораблем-призраком. Что заставляет его лететь под парусами, зачастую вовсе не имея команды.

1850 год, рано утром — судно «Морская птица» появилось у побережья штата Род-Айленд (Америка) близ города Ньюпорт. Собравшиеся на берегу люди видели, что корабль направляется на всех парусах к рифам. Когда до рифов осталось несколько метров, огромная волна подняла парусник и аккуратно перенесла его над рифами на сушу.

Добравшиеся до корабля жители поселка были поражены: на судне не было ни одной живой души. На плите в камбузе кипел чайник, в кубрике стоял табачный дым, на столе были расставлены тарелки. Навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы — все было в полном порядке. Из судового журнала установили, что парусник шел из Гондураса в Ньюпорт с грузом кофе.

Командовал кораблем капитан Джон Дарем. Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон». Этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Ньюпорта. Рыбаки, вернувшиеся в тот день после промысла, рассказали, что рано утром они видели парусник в море и капитан их приветствовал. Проведенное полицией, тщательное расследование, не объяснило, почему и куда исчезли люди.

Некоторые специалисты считают, что одним из объяснений исчезновения команды в ряде случаев может быть внезапно вспыхнувшая эпидемия. Другое объяснение — инфразвук. Он возникает при штормах и сильных ветрах. При скорости ветра 20 м/сек мощность «голоса моря» достигает трех ватт с каждого метра водной поверхности.

Сравнительно небольшой шторм генерирует инфразвук мощностью в десятки киловатт в диапазоне 6 Гц, результатом воздействия которого на организм могут стать временная слепота, ощущение тревоги, нередки и приступы безумия.

При таких приступах люди выбрасываются за борт или превращаются в убийц, после чего и сами сводят счеты с жизнью. Если частота излучения составляет 7 Гц, смерть экипажа наступает почти моментально, так как сердце не в силах выдержать подобную нагрузку…

1894 год, сентябрь — в Индийском океане с борта парохода «Пиккубен» заметили трехмачтовый парусник «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Моряки высадившись на палубу, увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума. Лица мертвых, те, что еще были не так сильно поражены тлением, искажены ужасом.

Но есть случаи, перед которыми пасует разум. Мистика, да и только! Люди подвержены болезням — это так, однако и корабли дряхлеют и не могут существовать без каждодневного ухода.

Каждый год в мировом океане исчезают десятки кораблей. Это не только хрупкие ялики и шлюпки, элегантные яхты и прогулочные катера — среди без вести пропавших есть и пассажирские лайнеры, и сухогрузы. Что происходит? Куда они деваются? Любой моряк вам ответит, что все тут очень просто: они повстречались с «Летучим голландцем».

А природа корабля-призрака и по сей день остается для нас тайной. Кто знает, быть может, ему суждено еще не раз напомнить о себе. А может быть, «Летучий голландец» — всего лишь миф?

Легенды о «Летучем голландце»

На рубеже XV–XVI столетий появилась популярная среди моряков легенда о «Летучем голландце», который обречен на вечные скитания по морским просторам за грехи своего капитана. Знатоки морского фольклора уверяют, что даже при полном штиле, «Летучий голландец» мчится под парусами на бешеной скорости и встреча с призрачным кораблем, опасна для жизни.

Согласно голландской версии легенды о «Летучем голландце», капитан ван Страатен был упрямый человек, который поклялся проплыть вдоль мыса Бурь, известного теперь как мыс Доброй Надежды. Корабль затонул, а судовая команда из мертвецов и мертвый капитан были обречены вечно странствовать по волнам вблизи проклятого места.

В германском варианте капитан фон Фалькенберг плавал в Северном море. Периодически его посещал дьявол, и капитан играл с ним в кости, ставя на кон свою душу. Капитан проиграл, и душа его превратилась в призрак, которому суждено носиться по волнам, не ведая покоя.

В варианте, который был опубликован в 1821 году в одном английском журнале, корабль шел вдоль мыса Доброй Надежды, когда начался шторм. Команда умоляла капитана поменять курс, чтобы укрыться в безопасной бухте, но тот отказался и высмеял матросов за проявленную трусость. Шторм становился все сильней, капитан, грозя кулаком, проклял Бога за ниспосланное испытание.

Тут же на палубе появился призрак, но воинственный капитан приказал ему убраться прочь, грозя пристрелить. Видя, что гость не подчиняется, капитан выхватил револьвер и выстрелил в него, но револьвер взорвался в его руке. Призрак проклял корабль и обрек его вечно носиться по волнам. Того, кто повстречает проклятый корабль, ожидает беда.

Есть и легенда, объясняющая, почему судно называется «Летучий голландец». Его последним капитаном был голландский судовладелец ван дер Декер. Он относился к тому типу тиранов, которых моряки называли «львами». Говорят, капитан запирал своих пассажиров в трюме, пока сам охотился за ураганами. Он встретил свою судьбу у мыса Доброй Надежды…

Ван дер Декер, возбужденный страхом команды, хохотал от удовольствия и вел корабль навстречу урагану. Когда он затолкал испуганных матросов в трюм, на палубе появился призрак. Это мог быть только Адамастор, который, по легенде, появлялся на мысе в поисках человеческих душ. Многочисленные легенды описывают его огромным, бородатым и мрачным.

Это он гонит смертельные штормы к мысу, это он насылает на побережье зловещие облака, называемые «дьявольским покрывалом». Узнав призрака, ван дер Декер закричал, что не позволит никому ослушаться. Адамастор заявил, что ван дер Декер обречен и будет плавать всегда, без отдыха и якорной стоянки, он станет злом моря и корабль его будет приносить несчастье всем, кто его увидит.

В каждой из упомянутых легенд капитан проклятого корабля носит разные имена. Одни его зовут ван дер Декером, другие — ван Страатеном, третьи — просто Ваном. Судя по всему, в основу легенды легла реальная история, произошедшая с одним из голландских мореплавателей в 1641 году.

Торговое судно вознамерилось обогнуть мыс Доброй Надежды в поисках подходящего места для небольшого поселения, которое могло бы служить перевалочным пунктом для судов Ост-Индской компании. Разыгрался шторм, но капитан решил добраться до цели, чего бы ему это ни стоило. История закончилась плачевно.

Согласно одной из легенд, возникших позже, этот упрямый капитан так хотел попасть на восточную сторону мыса, что воскликнул: «Я попаду туда, даже если это будет длиться до самого конца света!» Вот дьявол и выполнил его желание, и с тех пор корабль носится по волнам неподалеку от современного Кейптауна.

Но существует другой, гораздо более реальный претендент на звание подлинного «Летучего голландца». 1770 год — на одном из кораблей вспыхнула эпидемия неизвестной болезни. Находясь вблизи Мальты, моряки попросили убежища в местном порту. Власти отказали из соображений безопасности.

Подобным же образом поступили порты Италии и Великобритании, обрекая обитателей корабля на медленное умирание. В конце концов судно действительно превратилось в плавающий остров с грудой скелетов на борту.

Итак, в течение нескольких веков бытует легенда о «Летучем голландце». Небеса не спешат даровать проклятому капитану прощение. По преданию, его может спасти только любовь женщины, верующей в Бога. Да вот только откуда ей взяться посреди океана?

С той поры «Летучий голландец» бороздит морские просторы, сея смерть и разрушение. Как гласит поверье, призрак «Летучего голландца» предвещает верную гибель для всего корабля или части экипажа. Именно поэтому моряки боялись его, как огня, суеверно прибивая к мачтам лошадиные подковы.

У того, кто видел корабль-призрак, кровь стыла в жилах. Выжившие говорили, что это даже не корабль, это только остов корабля. Он весь светится, как адское пламя. Сломаны мачты, перепутаны канаты. Но наполнены ветром рваные паруса. И не матросы сгрудились на его палубе — призраки. А на носу корабля стоит проклятый капитан, ветер развевает дырявый плащ за его спиной…

Наружность самого капитана описывают так: просторный коричневый кафтан, кортик болтается на поясе, шляпы нет, седые космы стоят над лысиной торчком. Голос у него зычный, разносится далеко над морем. Слышно, как он подгоняет своих матросов, грозится намотать их кишки на брашпиль, обзывает костлявыми лодырями и тухлой рыбьей снедью.

Любопытно, что с «Летучим голландцем» встретился один из представителей английской королевской семьи. 1881 год, 11 июля — британский корабль «Вакханка», на борту которого в качестве курсанта-гардемарина находился юный принц, встретил этот корабль-призрак. Однако волею судеб принцу было суждено прожить еще долгие лета и стать королем Георгом V. А вот матрос, бывший в тот роковой день в дозоре, вскорости свалился с мачты и разбился насмерть.

Но самое потрясающее во всей этой истории состоит в том, что легендарный Летучий голландец встречали даже в XX столетии! Так, в марте 1939 года его наблюдало множество южноафриканцев, которые находились на пляже. Это событие задокументировано, так как в тот день о нем писали все газеты.

Подобная история произошла с одной из немецких подводных лодок во время Второй мировой войны. В 60-е годы прошлого века ученые попытались привлечь последние научные данные для объяснения феномена «Летучего голландца». Было высказано предположение, что это мираж, возникающий в преддверии бури в результате особого рода атмосферных катаклизмов.

А вот как описал последствия встречи с кораблем признаком французский писатель А. Савиньи: «Огибая мыс Горн, клиппер «Тексада» встретил «Летучего голландца», и всех, находившихся на борту, охватил ужас.

Несколько дней спустя 5 матросов были смыты волной, шестой упал с мачты и разбился, капитан покончил с собой, а когда корабль прибыл в порт Хобарт, что на Тасмании, желтая лихорадка унесла три четверти оставшегося экипажа». С точки зрения здравомыслящего человека, описанный Савиньи эпизод с клиппером «Тексада» можно объяснить и без привлечения потусторонних сил. Можно. Но нужно ли?

Даже самые ярые приверженцы легенды о «Летучем голландце» не сомневаются, что это всего только… легенда. Они верят в другое, в то, что в бескрайних океанских просторах существует нечто, неподвластное и враждебное человеческому разуму, способное «считывать» мысли и трансформироваться в ту форму, которую ему придают на тот момент очевидцы. К примеру, в «Летучего голландца»!

Валентина Скляренко, Владимир Сядро