Сюжеты осознанных сновидений бывают самые разные. Например, левитация — полеты тела, преодолевающего земное притяжение, как наяву. В этих снах реальность часто представляется как в фильме, снятом с дрона. Или выход в астрал, при котором вы наблюдаете свое тело со стороны и отправляетесь в путешествие по иным мирам.
Почему осознанные сновидения бывают реальнее действительности?
Сон-фэнтези может быть круче любого кино в этом жанре. И во всех этих снах тот, кто их смотрит, может в некоторой степени вмешиваться в ход событий.

Онейронавты во сне и наяву


Обо всем этом рассказывают на форумах онейронавты, они практикуют осознанные сновидения (этот научный термин происходит от греческого слова «онейрос» — сновидение, мечта). Традиционно такие психические эксперименты были сферой интересов эзотериков, мистиков и прочих адептов тайных знаний. Но уже более 40 лет ими занимается и наука.
«Осознанные сновидения, их ещё называют людидными, являются реальностью, они отличаются от обычных, и ученые исследуют этот феномен, — объясняет врач-сомнолог, кандидат медицинских наук, заведующий отделением медицины сна Сеченовского Университета, президент национального общества специалистов по детскому сну Михаил Полуэктов. — В отличие от обычных снов, в осознанных человек сохраняет волевой контроль во время сна и обычно понимает, где находится.
То есть это такой сон, во время которого человек немного бодрствует. Подобным сновидениям можно научиться, но эпизодически они возникают сами по себе, без специальных техник и подготовки. По данным исследований, примерно у 20% людей они бывают один раз в месяц, а у одного процента — даже несколько раз в неделю. Активно изучать осознанные сны начал в 1970-е годы в Стэнфордском университете психофизиолог Стивен Лаберж. Реально было показано, что во время таких снов ЭЭГ (электроэнцефалограмма) ведет себя иначе, чем при обычном сне, и на ней отражаются признаки, свидетельствующие, что человек сохраняет внимание».

Наука как шоу-бизнес


Лаберж разработал приемы, позволяющие входить в состояние осознанных сновидений, и провел очень много экспериментов по их изучению. В этом ему помогали ученики и добровольцы, научившиеся вводить себя в осознанный сон. Они были настоящей командой единомышленников, увлеченных этой темой. Об экспериментах с ними писали в газетах, снимали фильмы, показывали по ТВ. И некоторые «подопытные кролики» стали известными людьми. Больше других прославилась Беверли Д’Урсо, которую называли «музой Лабержа». Она и сейчас активно занимается осознанными снами, стала исследователем, защитила диссертацию. А в 1983 году Беверли участвовала в знаменитом эксперименте по изучению сексуальных реакций во время таких сновидений. Пока она во сне парила над кампусом Стэнфордскго университета и выбирала из группы туристов мужчину для секса, к ней были подключены десятки датчиков, снимающих физиологические показатели мозга и всего организма. Как она позже рассказывала, ее внимание из всей толпы привлек человек в синем костюме. Она спустилась к нему и похлопала его по плечу, и они тут же на лужайке занялись любовью. Датчики, фиксирующие все физиологические параметры, показывали, что во сне все было настоящему, она пережила реальный оргазм. Потом она проделывала это многократно с самыми разными персонажами, в необычных местах и при странных обстоятельствах. Эти сны описаны ее мемуарах.
Стивен Лаберж активно продвигал осознанные сновидения. Написал несколько популярных бестселлеров, продающихся и сегодня. А в 1987 году создал Институт осознанных снов, который организовывал не только их изучение с точки зрения науки, но и проводил популярные лекции и обучающие семинары. Здесь же разрабатывались устройства и приспособления для онейронавтов. Благодаря Лабержу тема стала суперпопулярной, она вошла в поп-культуру и кино, а ученый был знаменит, как и звезды шоу-бизнеса. Самым громким фильмом, использующим тему осознанных снов, стало «Начало» Кристофера Нолана. В 2011 году он получил «Оскар» в четырех номинациях.

Путь от панацеи до развлечения


«Осознанные сновидения вызывают огромный интерес в обществе, но больше теоретический, — продолжает Михаил Полуэктов. — Осваивают эту технику единицы. Почему? Я бы сравнил это с аутогенной тренировкой или йогой. Владение ими полезно для здоровья и по жизни вообще. Но обучаются им очень немногие. Нужно прилагать много усилий, долго обучаться, для этого необходима самодисциплина. И мало кто на это способен в действительности.
С другой стороны, мне понятна и ограниченность этой методики. Я общался с теми, кто владеет практикой осознанных сновидений. Один человек рассказывал, что практически перестал этим заниматься. Он был увлечен, вначале занятий всё очень интересно, а потом — надоело, приелось. Пропала острота восприятия. И мне это понятно. Что человек видит в таких снах? Только то, что есть в его памяти, что раньше где-то уже видел, слышал, знал. Пусть это часто подается иначе, не так, как было в реальности, но это все равно из памяти. А значит, впечатления ограничены, они исчерпываются, подпитки чем-то новым нет.
Научным исследованиям осознанных сновидений уже больше 40 лет, но чего-то очень полезного из них, что можно применять в медицине, не получилось. Сначала было много ожиданий, но реальный выход небольшой. Есть попытки приспособить их для лечения посттравматического синдрома, им часто страдают ветераны боевых действий. Они видят страшные мучительные сны, и считается, что, если их научить управлять такими повторяющимися сновидениями, это может помочь. Но в реальности проще дать таблетку, чем долго обучать их такой сложной методике.
По-моему, основная сфера применения осознанных снов — это рекреация, то есть отдых, развлечение. Некоторые утверждают, что они, как психоделики, управляемое дыхание и некоторые другие практики изменения сознания, могут быть опасны. Мне так не кажется, я думаю, что сновидения безопасны».
Читать далее →