Что такое эманация или откуда берется зло

Рассмотрим, что философы противопоставляют эволюции, как первоначально назывался элемент радон и почему Салтыков-Щедрин советовал не тревожить обоняние общества.

Что такое эманация или откуда берется зло

Ироническое выражение «ловить эманации» знакомо практически каждому. Но что именно требуется уловить? Чтобы понять все нюансы этого сложного понятия, необходим экскурс в историю философии.

В переводе в латыни слово «эманация» означает «истечение» или «исхождение». Поэтому сейчас мы можем назвать эманациями разные эффекты, происходящие от определенного источника — например, свет или запах.

Например, Салтыков-Щедрин в рассказе «Наш дружеский хлам» писал:

«Как люди благовоспитанные, мы являемся в наши салоны не иначе, как во фраках, и очень хорошо понимаем, что, находясь в обществе, не имеем права тревожить чье-либо обоняние эманациями нашего заднего двора».

Но философский термин «эманация» связан с определенной мировоззренческой концепцией и восходит к трудам неоплатоников (в частности, Плотина). В рамках этой идеи первоосновой мира является Единое начало, воплощающее в себе абсолютное благо.

Энергия этого начала настолько избыточна, что оно активно излучает ее вовне. Этот процесс ее рассеивания — эманация — одновременно и является процессом творения нашего мира.

При этом очень важно понимать, что данный процесс — не акт воли некоего Творца, как в Библии, а совершенно непроизвольное действие: всеблагое Единое начало испускает эманации так же естественно, как горящая свеча распространяет вокруг себя свет.

При этом, как свет, удаляясь от источника, становится все менее ярким, так и божественная эманация, рассеиваясь в материальном мире, заметно слабеет

«… И представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным [само], а началом многообразия» — писал античный философ Плотин, основатель неоплатонизма.

При этом, как свет, удаляясь от источника, становится все менее ярким, так и божественная эманация, рассеиваясь в материальном мире, заметно слабеет. А значит, мир делится на разные уровни по степени своей близости к изначальному совершенству.

Поэтому проблема наличия зла во Вселенной в этой концепции решается просто и изящно: зло — это закономерный и естественный недостаток добра, который проявляется по мере удаления от единого Блага.

Тем самым концепция эманации противоположна теории эволюции: если эволюция подразумевает постепенное приближение к совершенству, прогресс, то эманация, напротив, говорит нам о первоначальном совершенстве, которое постепенно утрачивается.

Впрочем, в более поздних философских концепциях эманация стала обозначать и обратное явление — стремление несовершенной человеческой души к божественному первоначалу.

Про эманацию пишет в своих работах и мистик Карлос Кастанеда. В его представлении эманации — это энергии, которыми пронизан наш мир. Эти энергии также порождены первопричиной всего сущего — Орлом. А человек представляет собой кокон, наполненный «пойманными» эманациями, которые находятся в пределах его восприятия. Но при этом лишь малая часть существующих эманаций доступна нашему сознанию.

У эманации есть своего рода эквивалент и в физике. В 1899 году английский ученый открыл новый элемент — инертный газ, обладающий радиоактивными свойствами. Ученый назвал свое открытие «эманацией» и присвоил газу химический символ Em.

Но это название долго не продержалось — вначале газ переименовали в нитон (от латинского слово niteo ― блещу, сверкаю), а в 1923 году он стал называться радоном.