Богини или мамаши?

Скупые строки энциклопедии определяют матриархат как форму общественного устройства с доминирующим положением женщины, в основном в ранний период первобытнообщинного строя. Осталось отличить мифы от реальности.

О роли безотцовщины в истории

История этой умозрительной идеи началась в 1861 году, когда почти одновременно с книгой Чарлза Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859) увидела свет не замеченная поначалу книга «Материнское право. Исследование религиозной и правовой природы гинекократии в древнем мире». Её автором был швейцарский историк права Иоганн Якоб Бахофен (1815–1887). В своих сочинениях он, впрочем, ни разу не употребил термин «матриархат».

Впервые его использовал в 1884 году нидерландский этнограф Георг Александр Вилькен (1847–1891) в своей работе «Матриархат у древних арабов». Бахофен же писал о власти женщин – гинекократии. Он не первый предположил, что именно они в далёком прошлом главенствовали в обществе, превратив догадку в популярную научную теорию.

Впрочем, в отличие от Дарвина, немедленно ставшего властителем дум, Бахофена ждала лишь посмертная слава. Современные ему историки отвергли идею гинекократии. Ведь он доказывал её лишь путём логических рассуждений: в древности дети знали только матерей, определить отцов было невозможно; наследование шло по материнской линии, поэтому всем распоряжались женщины.

«Орестея» меняет вехи

С появлением мифа об Оресте, который мстит за смерть отца (Агамемнона) и совершает величайшее преступление по меркам материнского права – убивает свою мать (Клитемнестру), одна эпоха сменяется другой.

Трилогия Эсхила «Орестея» запечатлела переход от матриархата к патриархату. «Женщина разгневала своей властью, и мужчинам удалось захватить верховенство».

Это сочинение и сегодня вызывает бурные споры. Британский культуролог Питер Дэвис подчёркивает, что её апологетам не важно, соответствует ли она историческим фактам. Главное, что Бахофен впервые показал женщин творцами культуры и религии («Миф, матриархат и современность», 2010).

Швейцарский культуролог Мерет Фельманн в своей диссертации «Речь о матриархате: к истории использования аргумента» (2010) критикует Бахофена за то, что три описанных им основных женских типа отражают мужские представления и фантазии. Это – гетера, сексуально доступная и потому желанная женщина; это – мать, сексуально нейтральная женщина, выполняющая своё природное предназначение; и это – амазонка, воплощение мужских страхов.

Немецкий религиовед Сюзанна Ленвард осуж­дает Бахофена за то, что тот и не думал критиковать патриархальную половую модель («Миф, материнское право и магия», 1993).

Наконец, немецкий филолог Штефани фон Шнурбайн подытоживает: Бахофена следует считать не открывателем матриархата, а открывателем мифов о матриархате («Вера в богов во времена перемен», 1993).

Александр Волков

Фото © Shutterstock.com