Наверно, ни одно из суеверий, возникших тысячи лет назад, не было столь распространенным, как вера в «дурной глаз».
Если человек неожиданно заболевал неизвестной болезнью, то считалось, что его сглазили. Если переставали нестись куры, коровы не давали молока, падал скот, загорался дом — виноват был «дурной глаз» какой-нибудь местной ведьмы.
Особенно сильно вера в это явление была распространена в Европе в Средние века. Во всех странах пылали костры инквизиции, сжигали тысячи женщин, обвиненных в нанесении вреда посредством «сглаза».
Вера в «дурной глаз» повсеместно распространена и в наше время. Многие люди стыдятся признаться в этом. Тем не менее, войдя в доверие, можно услышать самые удивительные рассказы о случаях «сглаза» из уст высокообразованных и уважаемых людей.
Кроме сглаза, народ верит в «оговор». Растет, например, ребенок вполне здоровым, но вдруг встречает его соседка и говорит матери: «Какой у тебя парень здоровый вырос!» Слова эти произносятся «не в добрый час», и с этого времени ребенок начинает болеть, худеть и чахнуть.
Оговорить человека могут не только его враги, но и близкие люди (например, нанести такой вред ребенку может его собственная мать). В редких случаях человек может даже оговорить себя сам.
Поэтому в разговоре крестьяне часто вставляют: «В час молвить», «не оговориться бы» и т. д. Считается, что эти слова-присказки предотвращают оговор.
В своей книге «О природе» Авиценна писал: «Часто душа влияет на чужое тело так же, как и на свое собственное — как, например, при воздействии дурным глазом».
Еще в Средние века наиболее передовые ученые догадывались, что глаз человека способен выделять загадочную энергию «од», которая может воздействовать на окружающих. Эту энергию удалось обнаружить только 120 лет назад, после того как была изобретена фотография.
Одним из первых, кто зафиксировал на фотопластинке загадочное излучение глаз, был парижский художник Пьер Буше. Это произошло случайно. Как он сам рассказывал, вечером он «напился до чертиков». Всю ночь в пьяном бреду ему снились гоняющиеся за ним черти с вилами. Рано утром, не выспавшись, он пошел в лабораторию: заказчики не могли ждать, и потому нужно было срочно проявить отснятые накануне фотопленки.
На рабочем столе вперемежку лежали кассеты — как экспонированные, так и чистые. Буше не стал разбираться, какие из них проявлять, какие нет — он проявил все. И остолбенел: с фотографических пластинок на него глядели те же мерзкие рожи ночных гостей с вилами.
Ученые заинтересовались этим явлением и вскоре в печати появились первые публикации о «психических фотографиях».
Признаки людей с дурным глазом
Вера в то, что взгляд обладает таинственной силой, которая может причинять вред другим людям, домашним животным и растениям, испокон веков распространена среди всех народов, живущих на земле.
Еще в Древней Римской империи существовал закон, согласно которому человек, виновный в сглазе, мог быть приговорен к смертной казни. О «дурном глазе» говорится в арабских сказках, скандинавских сагах, в преданиях австралийцев и ацтеков.
Вера в «дурной глаз» сохранилась и в наши дни. А раз люди боятся сглаза, то хотят знать, от кого он может исходить, и потому стремятся отыскать внешние признаки, отличающие человека, которого следует остерегаться.
Что это за признаки? Как определить, способен ли человек нанести вам вред своим взглядом?
Способы выявления обладателя «дурного глаза» различны у разных народов. Но всегда предполагается, что человека с «дурным глазом» выдают либо физические изъяны, бросающиеся в глаза, либо странности в поведении и облике. Так, в древности римляне и греки остерегались людей, страдающих косоглазием (кстати, косоглазие — один из признаков телепатических способностей), людей с большими глазами навыкате, а также лиц с глубоко посаженными маленькими глазками. Особую настороженность вызывали люди, у которых радужные оболочки глаз имели разный цвет (например, один глаз голубой, а другой карий).
Жители южных районов Земли, где преимущественно проживали черноглазые аборигены, обычно сторонились голубо- и сероглазых людей, и, наоборот, люди с севера побаивались людей с темными глазами.
Чувство страха вызывали люди с пышными бровями, а также те, у кого,брови срослись.
Другие признаки, по которым можно отличить людей, обладающих «дурным глазом»:
1. Одноглазые люди (поскольку одноглазый человек всегда будет завидовать человеку с двумя глазами; наверно, поэтому у многих народов силы зла всегда воплощает одноглазый великан).
2. Беззубые люди или люди с неприятным запахом тела.
3. Люди, у которых с цвет лица отличается от нормального (желтоватый, землистый).
4. Люди, страдающие худобой.
5. Люди, стремящиеся к уединению (одинокие, замкнутые, молчаливые).
6. Люди, разговаривающие сами с собой.
7. К людям, способным сглазить, в некоторых странах причисляли монахов нищенствующих орденов (Италия), монахов с длинными и распущенными бородами (Неаполь), кузнецов, канатчиков, бондарей (Бретань) и вообще всех нищих.
Во все времена было распространено мнение, что старые уродливые женщины обладают «дурным взглядом» и являются ведьмами. Еще Пифагор советовал никуда не ходить и оставаться дома, если у дверей встречалась уродливая старуха.
Дурной глаз ведьмы
Во времена инквизиции обладателей «дурного глаза» разыскивали по всей Европе и беспощадно сжигали на кострах. Понятия «сглаз» и «ведьма» всегда были неотделимы друг от друга. Процессов над ведьмами и колдунами становилось все больше. Требовалось научное обоснование выдвигаемых обвинений, и оно не заставило себя долго ждать. Изучением чародейства занимались все крупнейшие философы и богословы того времени.
Одним из них был святой Фома Аквинский. Путем философских размышлений он пришел к выводу, что «вследствие сильного душевного напряжения происходят изменения и перемещения в элементах человеческого тела.
Главным образом они связаны с глазами, которые посредством особого излучения заражают воздух на значительном расстоянии».
Фома Аквинский был убежден, что взгляд людей, склонных к злу, ядовит и несет порчу. В первую очередь он вредит детям, отличающимся большой впечатлительностью. Святой Фома добавлял, что «с божьего попущения или по какой-либо другой скрытой причине не обходится здесь без злобы дьявола, если женщина заключила с ним союз».
В Средние века считалось, что обладателями «дурного глаза» чаще всего бывают менструирующие женщины. «Новые и чистые зеркала становятся мутными, когда в них смотрит женщина во время менструации»,— такое мнение было распространено во многих странах. Некоторые авторы рассказывали о случаях, когда в присутствии таких женщин рвались струны музыкальных инструментов, вяли огурцы и тыквы.
В декабре 1484 года папа Иннокентий VIII обнародовал буллу, в которой говорилось, что многие люди в Германии и некоторых других странах «своим колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасными суеверными порочными и преступными деяниями причиняют женщинам преждевременные роды, насылают порчу на приплод животных, хлебные злаки, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как портят мужчин, женщин, домашних животных и других животных, а также виноградники, сады, луга, пастбища, нивы, хлеба и все земные произрастания; что они нещадно мучают как внутренними, так и наружными ужасными болями мужчин, женщин и домашних животных; что они препятствуют мужчинам производить, а женщинам зачинать детей и лишают мужей и жен способности исполнять свой супружеский долг; что, сверх того, они кощунственными устами отрекаются от самой веры, полученной при святом крещении, и что они, по наущению врага рода человеческого, дерзают совершать и еще бесчисленное множество всякого рода несказанных злодейств и преступлений, к погибели своих душ, к оскорблению божеского величия и к соблазну для многого множества людей».
Борьбу с ведьмами в Германии и Франции возглавили члены ордена доминиканцев профессора богословия Г. Инститорис и Я. Шпренгер. Они не только руководили расследованиями и казнями тысяч людей, но и составили руководство для инквизиции «Молот ведьм», где рассказывалось о способах колдовства и признаках, по которым можно было угадать ведьму. В этой же книге говорилось и о дурном глазе.
«Может случиться,— писали Г. Инститорис и Я. Шпренгер,— что мужчина или женщина, бросив взгляд на тело мальчика, производит в нем некоторые изменения с помощью дурного глаза, воображения или чувственной страсти.
Чувственная страсть соединена с известным изменением тела. Глаза же легко воспринимают впечатления. Поэтому часто случается, что внутреннее дурное возбуждение дает им дурной отпечаток. Сила воображения легко отражается в глазах вследствие их чувствительности и близости центра воображения от органов чувств.
Если глаза полны вредительских свойств, то может случиться, что они придают окружающему воздуху дурные качества. По воздуху они достигают до глаз мальчика, на которого смотрят, и достигают через них до внутренних его органов. В результате он лишается возможности переваривать пищу, телесно развиваться и расти.
Опыт позволяет в этом воочию убедиться. Мы видим, что страдающий болезнью глаз человек может-временами своим взглядом навести порчу на того, кто на него посмотрит. Это происходит потому, что глаза, полные злых свойств, заражают окружающий воздух, через который заражаются и здоровые глаза того, кто на них посмотрит.
Заражение передается по прямой линии... При этом воображение того, кто полагает, что может заразиться, имеет большое значение».