Наверное, никто уже не спорит с тем, что любые предания и мифы основываются на каких-то реальных событиях. Это же касается и мифов Древней Греции. Например, упоминания в них о кентаврах в описании подвигов Геракла.
История вкратце такова. По распоряжению царя Микен Эврисфея Геракл должен бы принести живым вепря, который обитал на горе Эриманф и опустошал окрестности города Псофиды. Проходя через Фолою, Геракл был радушно принят кентавром Фолом.
Фол стал угощать Геракла жареным мясом, сам же ел сырое. Когда Геракл попросил вина, Фол сказал, что боится открыть принадлежавшую всем кентаврам бочку. Тогда Геракл сам ее открыл.
Привлеченные запахом вина кентавры сбежались к пещере Фола, схватив кто огромный камень, кто целую сосну. Первыми попытались ворваться кентавры Анхий и Агрий, но Геракл, метая в них горящие головни, отразил их.
В остальных же он стал стрелять из лука, преследуя их аж до Малеи. Оттуда кентавры сбежались к Хирону, поселившемуся вблизи Малеи.
Геракл стрелял из лука в кентавров, столпившихся вокруг Хирона, но одна стрела, пронзив плечо Элата, засела в колене Хирона.
Глубоко огорченный этим, Геракл вытащил стрелу и приложил к ране лекарство, которое дал ему Хирон. Но рана была неизлечимой, и кентавр удалился в пещеру, желая там умереть.
Однако умереть он не мог, т.к. был бессмертен. Тогда Прометей предложил себя Зевсу в обмен, тот сделал его бессмертным, а Хирон скончался.
Вернувшись в Фолою, Геракл нашел и Фола погибшим: тот, вытащив из трупа стрелу, удивился, как такой маленький предмет мог погубить таких огромных кентавров.
Но стрела выскользнула из рук, упала на ногу, ранила Фола, и он тут же скончался. Похоронив Фола, Геракл отправился на охоту за вепрем, загнал его, связал и принес в Микены.
Описание этого подвига Геракла носит довольно странный характер: подавляющую часть легенды составляет рассказ о кентаврах и лишь четыре предложения говорят об охоте на вепря.
В рассказе же о кентаврах удивляет не столько факт их истребления, сколько обстоятельства гибели двух друзей Геракла — кентавров Хирона и Фола.
Как видим, в этом мифе много недомолвок, рождающих вопросы. Зачем Эврисфею нужен вепрь? Почему Фол и Хирон гибнут от незначительных ранений? Как связаны между собой истребление кентавров и охота на вепря? Почему, начиная с эпохи Возрождения, кентавры стали считаться символом похоти — в легендах о них практически нет самок женского пола, а кентавры часто упоминаются как похитители женщин.
Но прежде всего, почему соединены вместе две абсолютно не связанные между собой легенды — сражение с кентаврами и охота на вепря? Почему столь незначительная часть легенды стала известным подвигом Геракла? Там ведь в основном говорится о трагической гибели несчастных кентавров…
Да и в чем их вина? Лишь в том, что у них слишком острое обоняние. Складывается впечатление, что причиной смерти кентавров стала нелепая случайность или их буйный характер, когда они совершенно немотивированно напали на мирно отдыхающего Геракла со своим другом Фолом… Но погибли и Фол, и Хирон.
Они не нападали на героя. Почему гибнут те, кто не замышлял против Геракла ничего дурного?
Чтобы понять это, нужно разобраться, кто же такие кентавры? Обычно их изображают полуконями-полулюдьми, дикими и одинокими обитателями лесов и гор. Странный их вид приводит в недоумение, ведь ни одного скелета таких существ не обнаружено.
Что вообще их может роднить с конями — кроме внешности? У них намного больше общих черт с людьми. Они, как люди, едят мясо, пьют вино, знают лекарства из трав, пользуются огнем. И говорят они не на своем языке, а на человеческом.
Так что эти существа — люди по сути своей. А вид их свидетельствует о какой-то национальной или профессиональной особенности. Совершенно очевидно, что это образ всадника, в котором слиты в единое целое два существа: конь и человек.
Т.е. кентавры — порождение мифологического сознания. Это люди, для которых коневодство — основное занятие, можно сказать, смысл существования. Сидя верхом, они чувствуют себя наиболее естественно, в родной стихии.
Древние греки, впервые увидевшие всадника, посчитали его новым, неизвестным для них существом — человекоконем. Но почему в названии «кентавр» отсутствует греческое слово «конь», но отчетливо звучит слово «бык» (таврос)? Само слово «кентавр» (центаурос) некоторые лингвисты переводят как «убийца быков», «охотник на быков».
Но первая часть слова имеет значение «пустой», «не имеющий», «лишенный», у нее нет значения «убивать», «охотиться». Т.е. кентавры — это, по сути, те, кто не имеет быков.
Однако «таврос» — это не только «бык», но и военный корабль. Как ахейцы-мореходы могли называть людей, не знакомых с мореходством? Кентаврами! Т.е. не имеющими кораблей.
Судя по косвенным сведениям, накануне троянской войны ахейцы познакомились с коневодами-степняками. Они торговали между собой. Часть этих племен поселилась в Фессалии, Северной Греции. Но события легенды говорят о внутренних районах Пелопоннеса.
Можно предположить, что ахейские вожди использовали отряды кентавров в качестве союзников (или наемников) в войнах между племенами Пелопоннеса.
Формально в данной легенде Геракл действует в одиночку (как и в большинстве мифов), но, несомненно, это поздняя гиперболизация, когда все подвиги приписываются одному человеку.
Не стоит забывать, что после убийства трех своих сыновей, двух племянников и жены Геракл решением религиозного суда был определен к служению у Эврисфея и выполнял его задания.
Вместе с Гераклом в гости к Фолу пришел отряд воинов из Аргоса. Но и Фол встречает его не один, а вместе с другими вождями кентавров. Фол угощает Геракла мясом, естественной и привычной пищей кочевников-скотоводов.
То, что Фол ест сырое мясо — это желание авторов легенды подчеркнуть отсталость кочевников, ведь с точки зрения ахейцев они варвары, дикари…
Ахейцы привезли с собой бочку вина. Нужно быть очень наивным, чтобы принимать буквально на веру слова мифа, что вино хранилось в пещере. Скотоводы не занимаются виноделием. А для жителей юга это естественный вид их занятий.
Геракл открывает бочку, у него есть явное стремление напоить вождей кочевников. Легенда сообщает, что к пещере внезапно прибежали привлеченные запахом вина кентавры и принялись энергично нападать на пирующих.
Столь наивное объяснение приводится авторами сказания в качестве причины нападения кентавров, и оно вполне достаточно для людей, не обременяющих себя критически читать и воспринимать текст.
Бочка вина, по легенде, принадлежит всем кентаврам, и охранять ее доверили Фолу. Если он открыл ее, значит, посчитал это нужным. Это не повод для нападения, а попытка скрыть истинную причину возмущения кентавров и их нападения.
А вот события в пещере, где были Фол и другие вожди кентавров, и могли стать причиной нападения рядовых воинов, находящихся снаружи. Внутри же развернулась настоящая драма. В конце концов, зря, что ли, Геракл открывал бочку с вином и спаивал вождей кентавров! Ахейцы принялись резать опьяненных и наивных детей степных просторов.
Услышав шум и крики о помощи, рядовые воины и бросились осаждать пещеру. Кентавры был потрясены коварством аргосцев и убийством своих вождей, а вовсе не тем, что бочка с вином была открыта без их ведома! Именно это коварство и резня в пещере и стали подлинной причиной нападения кентавров на пещеру.
Количество убитых поражает воображение, множество кентавров бежало. И это все сделал один Геракл?!
Бежавшие на конях кентавры прискакали к Хирону, но Геракл не знал пощады: смертельную рану получил даже бессмертный и мудрый Хирон.
В чем суть бессмертия Хирона? В данном случае бессмертие — это особый статус, привилегированное положение. Хирон — вождь, а, значит, не простой смертный.
И Хирон, и Фол в легенде друзья Геракла и оба гибнут от несчастного случая. Но уже в древности многие сомневались в этом. «Первый Ватиканский Мифограф» сообщает: «Аспер передает также, что, когда Фол дивился стрелам Геркулеса, сразившего столько кентавров, одна из них упала ему на ногу.
Излечить его от этой раны было невозможно. Поэтому некоторые и полагают, что Фол был убит Геркулесом».
А почему же было невозможно излечить? Да потому что стрелы были отравлены! После убийства лернейской гидры Геракл стал использовать яд.
Естественно, эффективность его «подвигов» намного повысилась, о чем упоминают и Еврипид, и Софокл. К такому средству обычно прибегают только очень коварные люди. Геракл, несомненно, таким и был. Вспомним, ранее он бросил в огонь свою семью. Теперь вот настал черед Фола и Хирона…
Но что могло явиться действительной причиной для убийства кентавров? Скорее всего, они находились в Пелопоннесе по договору с одним из вождей ахейцев. То ли они требовали выплаты жалованья, то ли не хотели уходить из Пелопоннеса, то ли еще по каким-либо причинам, но Эврисфей посылает отряд вместе с Гераклом, чтобы уничтожить конников.
Роль Фола в этих событиях не совсем понятная. Он мог оказаться как и наивным, доверчивым человеком, принимая Геракла в качестве гостя, так и быть в заговоре с ним. Впрочем, смерть ждала его в любом случае.
Преступник после свершения преступления уже не нуждается ни в соучастниках, ни тем более в свидетелях своих деяний. Победителям-ахейцам же достались в награду кони побежденных. Может быть, именно они и стали одной из причин истребления кентавров…
Что еще позволяет говорить о том, что убийство кентавров было преступлением? Перед свершением своего двенадцатого подвига (привести Кербера к Эврисфею) Геракл должен был пройти посвящение в Элевсинские мистерии, «но участвовать в таинствах он еще не мог, ибо не был очищен от скверны после убийства кентавров» («Мифологическая библиотека», Аполлодор).
Таким образом, это убийство по тяжести преступления приравнивалось к убийству своих детей, после которого он также должен был пройти очищение.
Но почему же кентавров считали символом похоти, как сообщают нам многочисленные словари? Сексуальный мотив в поведении кентавров появился из-за неправильного понимания мифов о них, где они часто похищают женщин.
Это объясняется просто: отряды кочевников, приглашенные ахейцами, состояли из одних мужчин. И естественно, что многие из них стремились похитить себе женщину из местных жителей.
А какое отношение к кентаврам имеет Эриманфский вепрь? По легенде, вепрь опустошал окрестности города Псофиды, спускаясь с горы Эриманф. Псофиды расположены на северо- востоке Аркадии. Гора Эриманф находится на северо-западе Пелопоннеса.
Но зачем кентаврам обитать на высоте 2224 м над уровнем моря? Отряды кочевников находились в долине реки Эримант. Вождя кентавров и называли вепрем. Ничего удивительного здесь нет: во многих мифах древних народов выдающихся воинов называли по именам животных, обладающие мощью и силой: быком, львом, тигром, волком, медведем, вепрем, слоном.
…На берегу Эримантоса, несущего свои воды вдоль горного хребта к безбрежному морю, нашли свой последний приют доверчивые и простодушные обитатели степных просторов, разделившие пищу и кров с тем, о котором потом сложат многочисленные легенды о его подвигах. Могли ли они думать, что дружба с Гераклом опаснее, чем вражда с ним…