Что наша жизнь? Обман!Во всех справочниках и энциклопедиях ложь и обман рассматриваются преимущественно как намеренное или сознательное искажение истины, негативный элемент мировой культуры. Другое, менее распространённое, определение – заблуждение, иллюзия, ошибочное представление. Но удивительнее всего, что, если мы начнём общаться друг с другом абсолютно искренне и правдиво, общество просто перестанет существовать. Дело в том, что рафинированной истины не существует. Истина, как можно убедиться, носит обусловленный человеком и относительный характер.

Все непрерывно лгут

Пол Экман, известный американский психолог, охарактеризовал способность лжи «как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчётливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правду». Тем не менее столь бескомпромиссный вывод признанного специалиста вызывает немалые сомнения. Так, к примеру, мы можем заметить, что ложь существует в различной степени – от невинного розыгрыша до наглого и грозящего опасными последствиями надувательства. Добавим также, что обман и самообман бывает и ненамеренным, возникая на фоне некомпетентности и недостаточной информативности.

Также много случаев, когда люди охотно поддаются на обман, хотя и отлично знают об этом.

Обман есть и в живой природе. Здесь основной формой является мимикрия. Она заключается, к примеру, в сходстве безобидных и незащищённых насекомых с опасными или совсем несъедобными прототипами. Характерен также камуфлирующий окрас некоторых животных, делающий их незаметными среди природного ландшафта, а также поведение некоторых птиц, инстинктивно изображающих хромоту и беспомощность, чтобы увести потенциального хищника от гнезда с птенцами. Человеку также свойственно переоценивать то, что ему принадлежит, и принижать достоинства того, что не является его собственностью. По существу, это тоже является формой не вполне осознаваемой самозащиты.

В обществе имеется и такая форма умышленного обмана, как реклама, где товар или услуга преподносятся в преувеличенном или в вовсе искажённом виде. Отдельного обсуждения заслуживают сплетни и слухи, достигающие порой катастрофических размеров. Характерным примером является история с радиоспектаклем по роману Уэллса «Война миров», осуществлённого режиссёром Орсоном Уэллсом 30 октября 1938 года в виде репортажа с места события. Передача оказалась настолько убедительной, что она породила панику и вызвала ужас у жителей США и Канады. Впечатление подлинности подчёркивалось тем, что в передачу было включено и фальшивое выступление тогдашнего президента Рузвельта, мастерски исполненное подходящим по голосу актёром. Это ещё больше усилило беспорядки. Приняв спектакль за истинное событие, люди теряли самообладание и сходили с ума, выбрасывались из окон и с крыш небоскрёбов либо в неистовстве бежали не зная куда. На дорогах образовывались многокилометровые пробки, а телефоны городских администраций и полицейских участков раскалялись от множества звонков от людей, ждущих помощи властей. Находились даже «свидетели», своими глазами видевшие «зверства марсиан» и требующие выдать им оружие для защиты. Армию привели в боевую готовность, но не для обороны от инопланетных пришельцев, а для того, чтобы пресечь смуту, которая длилась ещё несколько месяцев, пока страсти не улеглись. В конце концов все поняли, что никакого нападения марсиан не было и в помине, а Орсон Уэллс получил скандальную славу, надолго оставшись в памяти, как авантюрист, которому удалось застращать Америку.

«…Я сам обманываться рад»

Как сказано выше, в большинстве случаев мы сами и с большим желанием западаем на обман, если он нам ничем не грозит и представляется приятным и интересным. Речь идёт о литературных произведениях с несуществующими героями, о кинематографе, а также о таких видах развлечений, как фокусы или трюки. Вспомним обаятельного авантюриста Остапа Бендера, плутоватого Ходжу Насреддина или карикатурного барона Мюнхгаузена, и даже киношного Штирлица, который пудрил мозги высокопоставленным кинематографическим фашистам. Приятно читать или смотреть на это со стороны, но вряд ли доставит удовольствие находиться в окружении всех этих персонажей или тем более стать их жертвами. Быть объектом обмана и фальши, конечно, неприятно. Но все мы охотно покупаемся на мистификацию и вымысел, когда читаем роман, посещаем театр, картинную галерею или просто сидим у экрана телевизора. Твёрдо зная, что всё увиденное – это даже не копируемая жизнь, а фантазии режиссёра, художника или писателя, что все литературные персонажи – это не живые люди, а фантомы, что кино или телевидение – это всего лишь пятна света на экране, – мы с большой охотой поддаёмся на этот обман…

Аркадий Вяткин

Фотография: Shutterstock.com